Образование как деньги, его нужно иметь много,
иначе все равно будешь выглядеть бедно
Каждый
человек достигает в своем образовании такой точки, когда начинает понимать,
что зависть - это невежество, а подражание - самоубийство. –
Программа «Бизнес – 2005» реализуется с учетом следующих
позиций.
Переход к рынку потребовал принципиально
новых профессий и специальностей. Появилась и постоянно увеличивается потребность
в специалистах в области менеджмента, маркетинга, логистики, новых информационных
технологий, работы на финансовом и фондовом рынке.
В контексте кадровой политики предпринимательство
рассматривается в качестве важного ресурса развития экономики и проблем
социального характера.
Если рассматривать бизнес как предусмотренную
законодательством возможность получения прибыли от деятельности физического
или юридического лица, то важным представляется развитие малого бизнеса в рамках правового поля
государства.
Развитие малого бизнеса и его успешность
в значительной мере предопределяется наличием у руководителей предпринимательского
мышления, т.е. мышления, организованного на получения прибыли от деятельности
в реальных социально-экономических условиях. К сожалению, эти условия оцениваются
как недостаточно благоприятные. Малый бизнес до сих пор не может выйти на
уровень, который был достигнут до дефолта 1998 г. Действующее законодательство
по отношению к его развитию остается половинчатым. Отмечаются специфические
для России тенденции во взаимодействии малого бизнеса с крупным бизнесом,
административными, финансовыми и налоговыми институтами. По-прежнему 85%
ВВП страны создают крупные промышленные предприятия.
Достоинства малых форм бизнеса принято
считать: индивидуальность, инновационность, гибкость; минусами: низкая производительность
труда, нестабильность.
Бизнес - это, прежде всего использование
возможностей, а не решение проблем. Сокращение числа проблем на предприятии
не более, как нормализация ситуации. Руководителями многих предприятий сегодня
осознается необходимость активизации собственных, внутренних ресурсов. Большинство
из них сходятся в том, что внешние факторы, влияющие на деятельность предприятия,
следует воспринимать как объективную реальность, в условиях которой им предстоит
развиваться. Становится очевидным, что новые возможности
открывают знания.
Предприимчивость как психологическая черта
личности проявляется у людей в разной мере. Причем, у молодого поколения,
формирующегося в современной социальной среде, предпринимательские наклонности более выражены, чем у людей старшего
поколения.
Предпринимательство как способ организации
экономической деятельности является одним из проявлений самоорганизации.
Самоорганизация личности и общества в
современных социально-экономических условиях – принципиально новый этап
в развитии человечества. Это вызвано, прежде всего, следующими нижеприведенными
факторами.
Всеми ведущими геополитиками и учеными
мира отмечается следующее:
Мировая экономика (в разной степени в
разных странах) находится в глубоком кризисе. В частности, этап кризиса
серьезно переживает мировая финансовая долларовая система, о чем неоднократно говорили сами авторы - основатели
этой системы. Обусловленные новым видением мира, меняется взгляд на экономику в целом, меняются акценты и приоритеты,
т.е. меняется экономическая парадигма. Это весомое обстоятельство влечет
за собой изменение «правил» игры
в бизнесе и его места во всех социально-экономических
процессах.
В таких принципиально новых условиях развитие
и становления бизнеса во всех его формах (от предприятий малого бизнеса
до международных корпораций, а также компаний нового типа, таких, например, как мультифранчайзинг) требует
не только овладения новыми правилами игры, но и новыми знаниями.
Управление бизнесом во всех его формах в условиях экономической нестабильности
и социальной напряженности предъявляет к каждому предпринимателю и руководителю
повышенные требования. В первую очередь, важно овладение концептуальным
видением и технологиями для создания и поддержки условий бескризисного развития
предприятия.
Такая
деятельность может быть успешной только на междисциплинарном фундаменте
знаний и овладении способностью опережающего моделирования ситуации.
Известный всем лозунг “Мыслить глобально
- действовать локально”, принятый конференцией
в Рио-де-Жанейро по устойчивому развитию (1992 г.), целесообразно использовать
сегодня как установку на построение социально-значимой деятельности, в том числе
в бизнесе. То есть при организации собственного бизнеса, нельзя упускать из вида глобальные аспекты,
так как любое конкретное действие, не вмещающееся в глобальную стратегию,
неминуемо потерпит крах при его практической реализации.
Движущей
силой современной мировой экономики
являются знания в форме идей и современных технологий.
«Мировая экономика (в разной степени в
разных странах) находится в глубоком кризисе. В частности, этап кризиса
серьезно переживает мировая финансовая долларовая система, о чем неоднократно говорили сами авторы - основатели
этой системы. Обусловленные новым видением мира, меняется взгляд на экономику в целом, меняются акценты и приоритеты.
В частности, в глобальных финансово-экономических
кругах немалое потрясение вызвал феномен Билла-Гейца, обративший внимание
на процесс организации человеческого мышления и связанный с ним интеллектуально-
информационным продуктом, обладающим свойствами товара (Томас Стюарт. Богатство
от ума (Intellectual capital). 1998 . Минск, Из-во Paradis)»
[1]
.
Данное утверждение имеет огромное значение
для реализации практических шагов в сфере инновационного бизнеса России
и создания новых моделей интеллектуального национального продукта на основе
малого бизнеса.
Существенные
изменения в мировой экономике остро ставят задачу формирования экономической
науки как целостного образования, уточнения ее предмета и задач, концептуально-понятийного
аппарата с учетом новых тенденций
в мировой и отечественной экономике (физическая экономика, проникновение
духовных начал в теоретические построения и практику).
Современное система подготовки кадров:
некоторые аспекты
Как известно система образования, как
и научный потенциал, является интеллектуальным
стержнем систем национальной безопасности и авторитета каждого государства.
Современные проблемы образования сегодня
активно обсуждаются на всех уровнях, находятся в поле зрения аналитиков
и специалистов в области подготовки
руководителей, а также внутрифирменной подготовки.
Уже в ближайшем десятилетии планируется
создать единую систему образования в Европе в рамках Болонского процесса.
Инициаторами данного процесса являются Англия, Франция, Германия и Италия,
которые в 1998 г. приняли в Париже совместную декларацию о желании объединить
образовательные системы.
С точки зрения, министра образования Российской
Федерации: «Для понимания целесообразности участия России в международном
образовательном процессе (в том числе и Болонском) необходимо сделать акцент
на слове «процесс», которое подчеркивает, что сложившееся положение дел
не есть нечто застывшее, что поиск путей сближения образовательных систем
ведется с учетом динамики их развития. Ни одна из европейских стран не согласится
ломать в одночасье свою национальную систему образования. Речь идет о том,
чтобы каждая страна при выборе путей развития национальной системы образования
свои решения согласовывала с аналогичными решениями в других, соседних странах,
с безусловным сохранением лучших национальных особенностей».
Задачи повышения квалификации и подготовки отечественных кадров для обеспечения
устойчивого социально-экономического развития страны на всех руководящих позициях государственной
и муниципальной власти и управления – являются первоочередными для современного периода развития государственности
Усиленное внимание к вопросам подготовки кадров на государственном
уровне создает важные предпосылки для реализации
программ, направленных на усиление позиций образования.
Это было подчеркнуто Президентом Российской Федерации на Съезде
ректоров России 6 декабря 2002 г.:
«Россия находится
в сложном периоде трансформации. Мы достигли многих успехов в демократическом
строительстве, в формировании цивилизованного рынка. Однако все понимаем,
что ещё очень многое предстоит. И задача отечественного образования в том,
чтобы помочь пройти этот переходный период быстро, грамотно, эффективно».
Важность проблемы профессиональной подготовки
кадров для экономики страны обозначена Указом Президентом РФ №774 23.07.97
“О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства
Российской Федерации”.
В соответствии с Государственным планом
подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской
Федерации осуществляется последовательная работа в этом направлении.
За период реализации Президентской Программы
с 1999 по 2002 гг. в российских образовательных учреждениях прошли подготовку
более 24564 человек. В период с 2003 по 2007 гг. предполагается усилить
внимание к программам, направленным на повышение эффективности взаимодействия
органов государственной власти и представителей бизнеса.
Мероприятиями
по обеспечению Государственного плана
подготовки управленческих кадров до 2007 гг. предусмотрено обеспечить подготовку руководителей малых и
агропромышленных предприятий и организаций,
работающих в инновационной сфере, в области высоких технологий, венчурного
предпринимательства. Значительно увеличилась доля участников Президентской
программы из малых городов и тех районов, где особенно сказывается дефицит
управленческих кадров. Государство предпринимает серьезные шаги к формированию
нового кадрового потенциала России. Развивается и совершенствуется сеть
институтов дополнительного профессионального образования.
Задача формирования новых кадров на основе
дополнительного образования отвечает сегодня как интересам работодателей,
так и интересам специалистов, по определенным причинам не востребованным
после получения высшего образования (иногда и в нескольких вузах страны).
В нынешних
условиях профессиональное высшее образование в большей степени, чем когда-либо
раньше, становится фактором различия между странами.
Современный подход к подготовке кадров
для экономики не учитывает кардинальный изменений в образе жизни людей,
в способе их видения и формах социального поведения.
«Мир быстро меняется
и средства, с помощью которых люди приспосабливаются к изменениям, сами
должны меняться» (Наполеон Хилл).
Общеэкономическая ситуация существенно
повлияла на соотношение кадровых позиций в экономике. Расширился спектр
руководящего персонала, однако это не повлекло за принципиальных изменений
в подготовке кадров.
Дополнительное образование являются важной мерой для снижения
остроты проблемы невостребованности кадров,
а также повышения деловой компетентности и конкурентоспособности предпринимательских кадров.
Инновационные шаги в сфере подготовки
кадров, необходимо рассматривать
и в качестве важнейшего фактора повышения социально‑ экономического потенциала общества и поддержки Президентской
программы подготовки профессиональных кадров.
Наши инициативы:
Межрегиональная Ассоциация Выпускников Столичных Вузов (АВСВ)
в тесном взаимодействии со своими партнерами в развитие пакета социально-экономических
программ «Стратегическое развитие. Вместе в XXI век»
проводит последовательную деятельность по подготовке руководителей и профессионалов
для коммерческого сектора экономики. В настоящее время расширяется сфера
влияния нашего проекта «Образовательный центр» (http://www.avsv.ru/project/pr.html).
Для обоснования Программы «Бизнес – 2005» проведен комплекс
научно-исследовательских работ и методических разработок. При участии экспертов
Московского Государственного Университета разработаны программы подготовки руководящих кадров среднего и высшего
звена, а также профессионалов по конкретным направлениям.
Программы осуществляются в Государственном
Университете Управления, где уже в течение нескольких лет проводится подготовка
кадров по направлению «Менеджмент организации” (специальность «Предпринимательство”).
С учетом целей и задач Программы «Бизнес
– 2005» образовательные программы, направленные на повышение деловой компетентности персонала,
дополнены тематикой актуального звучания,
новейшими методиками и технологиями и максимально
приближены к потребностям отдельной личности.
Подготовка кадров осуществляется в соответствии с предлагаемой структурой образовательного процесса и является важнейшим этапом в реализации целей и задач Программы «Бизнес – 2003».
[1]
Малюта А.Н., Логвиненко В.П.
Парадигмальные аспекты современного
этапа социально-экономического развития.
Сборник:
Предприятие как фактор экономического и социального развития. Опыт Западной
Европы и России”. М., 2001 Издано
Советом социальных исследований Института Европы