Образование как деньги, его нужно иметь много,

иначе все равно будешь выглядеть бедно

  

Лина Марса

 

Каждый человек достигает в своем образовании такой точки, когда начинает понимать, что зависть - это невежество, а подражание - самоубийство. –

 

Программа «Бизнес – 2005» реализуется с учетом следующих позиций.

 

Переход к рынку потребовал принципиально новых профессий и специальностей. Появилась и постоянно увеличивается потребность в специалистах в области менеджмента, маркетинга, логистики, новых информационных технологий, работы на финансовом и фондовом рынке.

В контексте кадровой политики предпринимательство рассматривается в качестве важного ресурса развития экономики и проблем социального характера.

Если рассматривать бизнес как предусмотренную законодательством возможность получения прибыли от деятельности физического или юридического лица, то важным представляется развитие малого бизнеса в рамках правового поля государства.

Развитие малого бизнеса и его успешность  в значительной мере предопределяется наличием у руководителей предпринимательского мышления, т.е. мышления, организованного на получения прибыли от деятельности в реальных социально-экономических условиях. К сожалению, эти условия оцениваются как недостаточно благоприятные. Малый бизнес до сих пор не может выйти на уровень, который был достигнут до дефолта 1998 г. Действующее законодательство по отношению к его развитию остается половинчатым. Отмечаются специфические для России тенденции во взаимодействии малого бизнеса с крупным бизнесом, административными, финансовыми и налоговыми институтами. По-прежнему 85% ВВП страны создают крупные промышленные предприятия.

Достоинства малых форм бизнеса принято считать: индивидуальность, инновационность, гибкость; минусами: низкая производительность труда, нестабильность.

Бизнес - это, прежде всего использование возможностей, а не решение проблем. Сокращение числа проблем на предприятии не более, как нормализация ситуации. Руководителями многих предприятий сегодня осознается необходимость активизации собственных, внутренних ресурсов. Большинство из них сходятся в том, что внешние факторы, влияющие на деятельность предприятия, следует воспринимать как объективную реальность, в условиях которой им предстоит развиваться. Становится очевидным, что новые возможности открывают знания.

 

Предприимчивость как психологическая черта личности проявляется у людей в разной мере. Причем, у молодого поколения, формирующегося в современной социальной среде, предпринимательские наклонности более выражены, чем у людей старшего поколения.

Предпринимательство как способ организации  экономической деятельности является одним из проявлений самоорганизации. Самоорганизация личности и общества в современных социально-экономических условиях – принципиально новый этап в развитии человечества. Это вызвано, прежде всего, следующими нижеприведенными факторами. 

 

Всеми ведущими геополитиками и учеными мира отмечается следующее:

Мировая экономика (в разной степени в разных странах) находится в глубоком кризисе. В частности, этап кризиса серьезно переживает мировая финансовая долларовая система, о чем неоднократно говорили сами авторы - основатели этой системы. Обусловленные новым видением мира, меняется взгляд на экономику в целом, меняются акценты и приоритеты, т.е. меняется экономическая парадигма. Это весомое обстоятельство влечет за собой изменение «правил» игры в бизнесе и его места во всех социально-экономических  процессах.

В таких принципиально новых условиях развитие и становления бизнеса во всех его формах (от предприятий малого бизнеса до международных корпораций, а также компаний нового типа, таких, например, как мультифранчайзинг) требует

не только овладения новыми правилами игры, но и новыми знаниями.

Управление бизнесом во всех его формах в условиях экономической нестабильности и социальной напряженности предъявляет к каждому предпринимателю и руководителю повышенные требования. В первую очередь, важно овладение концептуальным видением и технологиями для создания и поддержки условий бескризисного развития предприятия.

 

Такая деятельность может быть успешной только на междисциплинарном фундаменте знаний и овладении способностью опережающего моделирования ситуации.

 

Известный всем лозунг “Мыслить глобально - действовать локально”, принятый конференцией в Рио-де-Жанейро по устойчивому развитию (1992 г.), целесообразно использовать сегодня как установку на построение социально-значимой деятельности, в том числе в бизнесе. То есть при организации собственного бизнеса, нельзя упускать из вида глобальные аспекты, так как любое конкретное действие, не вмещающееся в глобальную стратегию, неминуемо потерпит крах при его практической реализации.

 

Движущей силой современной мировой экономики являются знания в форме идей и современных технологий.

 

«Мировая экономика (в разной степени в разных странах) находится в глубоком кризисе. В частности, этап кризиса серьезно переживает мировая финансовая долларовая система, о чем неоднократно говорили сами авторы - основатели этой системы. Обусловленные новым видением мира, меняется взгляд на экономику в целом, меняются акценты и приоритеты. В частности, в глобальных финансово-экономических кругах немалое потрясение вызвал феномен Билла-Гейца, обративший внимание на процесс организации человеческого мышления и связанный с ним интеллектуально- информационным продуктом, обладающим свойствами товара (Томас Стюарт. Богатство от ума (Intellectual capital). 1998 . Минск, Из-во Paradis)» [1] .

 

Данное утверждение имеет огромное значение для реализации практических шагов в сфере инновационного бизнеса России и создания новых моделей интеллектуального национального продукта на основе малого бизнеса. 

 Существенные изменения в мировой экономике остро ставят задачу формирования экономической науки как целостного образования, уточнения ее предмета и задач, концептуально-понятийного аппарата с учетом новых тенденций в мировой и отечественной экономике (физическая экономика, проникновение духовных начал в теоретические построения и практику).

 

Современное система подготовки кадров: некоторые аспекты

Как известно система образования, как и научный потенциал, является интеллектуальным стержнем систем национальной безопасности и авторитета каждого государства.

Современные проблемы образования сегодня активно обсуждаются на всех уровнях, находятся в поле зрения аналитиков и специалистов в области подготовки руководителей, а также внутрифирменной подготовки.

Уже в ближайшем десятилетии планируется создать единую систему образования в Европе в рамках Болонского процесса. Инициаторами данного процесса являются Англия, Франция, Германия и Италия, которые в 1998 г. приняли в Париже совместную декларацию о желании объединить образовательные системы.

С точки зрения, министра образования Российской Федерации: «Для понимания целесообразности участия России в международном образовательном процессе (в том числе и Болонском) необходимо сделать акцент на слове «процесс», которое подчеркивает, что сложившееся положение дел не есть нечто застывшее, что поиск путей сближения образовательных систем ведется с учетом динамики их развития. Ни одна из европейских стран не согласится ломать в одночасье свою национальную систему образования. Речь идет о том, чтобы каждая страна при выборе путей развития национальной системы образования свои решения согласовывала с аналогичными решениями в других, соседних странах, с безусловным сохранением лучших национальных особенностей».

Задачи повышения квалификации и подготовки отечественных кадров для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны на всех руководящих позициях государственной и муниципальной власти и управления – являются первоочередными для современного периода развития государственности

 Усиленное внимание к вопросам подготовки кадров на государственном уровне создает важные предпосылки для реализации программ, направленных на усиление позиций образования.

 

Это было подчеркнуто Президентом Российской Федерации на Съезде ректоров России 6 декабря 2002 г.:

«Россия находится в сложном периоде трансформации. Мы достигли многих успехов в демократическом строительстве, в формировании цивилизованного рынка. Однако все понимаем, что ещё очень многое предстоит. И задача отечественного образования в том, чтобы помочь пройти этот переходный период быстро, грамотно, эффективно».

 

Важность проблемы профессиональной подготовки кадров для экономики страны обозначена Указом Президентом РФ №774 23.07.97 “О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации”.

В соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации осуществляется последовательная работа в этом направлении.

За период реализации Президентской Программы с 1999 по 2002 гг. в российских образовательных учреждениях прошли подготовку более 24564 человек. В период с 2003 по 2007 гг. предполагается усилить внимание к программам, направленным на повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и представителей бизнеса. 

 Мероприятиями по обеспечению Государственного плана подготовки управленческих кадров до 2007 гг. предусмотрено обеспечить подготовку руководителей малых и агропромышленных предприятий и организаций, работающих в инновационной сфере, в области высоких технологий, венчурного предпринимательства. Значительно увеличилась доля участников Президентской программы из малых городов и тех районов, где особенно сказывается дефицит управленческих кадров. Государство предпринимает серьезные шаги к формированию нового кадрового потенциала России. Развивается и совершенствуется сеть институтов дополнительного профессионального образования.

Задача формирования новых кадров на основе дополнительного образования отвечает сегодня как интересам работодателей, так и интересам специалистов, по определенным причинам не востребованным после получения высшего образования (иногда и в нескольких вузах страны).

 

В нынешних условиях профессиональное высшее образование в большей степени, чем когда-либо раньше, становится фактором различия между странами.

 

Современный подход к подготовке кадров для экономики не учитывает кардинальный изменений в образе жизни людей, в способе их видения и формах социального поведения.

«Мир быстро меняется и средства, с помощью которых люди приспосабливаются к изменениям, сами должны меняться» (Наполеон Хилл).

Общеэкономическая ситуация существенно повлияла на соотношение кадровых позиций в экономике. Расширился спектр руководящего персонала, однако это не повлекло за принципиальных изменений в подготовке кадров. 

Дополнительное образование являются важной мерой для снижения остроты проблемы невостребованности кадров, а также повышения деловой компетентности и конкурентоспособности предпринимательских кадров.

Инновационные шаги в сфере подготовки кадров, необходимо рассматривать и в качестве важнейшего фактора повышения социально‑ экономического потенциала общества и поддержки Президентской программы подготовки профессиональных кадров. 

Наши инициативы:

Межрегиональная Ассоциация Выпускников Столичных Вузов (АВСВ) в тесном взаимодействии со своими партнерами в развитие пакета социально-экономических программ «Стратегическое развитие. Вместе в XXI век» проводит последовательную деятельность по подготовке руководителей и профессионалов для коммерческого сектора экономики. В настоящее время расширяется сфера влияния нашего проекта «Образовательный центр» (http://www.avsv.ru/project/pr.html).

Для обоснования Программы «Бизнес – 2005» проведен комплекс научно-исследовательских работ и методических разработок. При участии экспертов Московского Государственного Университета разработаны программы подготовки руководящих кадров среднего и высшего звена, а также профессионалов по конкретным направлениям. 

Программы осуществляются в Государственном Университете Управления, где уже в течение нескольких лет проводится подготовка  кадров по направлению «Менеджмент организации” (специальность «Предпринимательство”).

С учетом целей и задач Программы «Бизнес – 2005» образовательные программы, направленные на повышение деловой компетентности персонала, дополнены тематикой актуального звучания, новейшими методиками и технологиями и максимально приближены к потребностям отдельной личности.

Подготовка кадров  осуществляется в соответствии с предлагаемой структурой образовательного процесса и является важнейшим этапом в реализации целей и задач Программы «Бизнес – 2003».



[1] Малюта А.Н., Логвиненко В.П. Парадигмальные аспекты современного этапа социально-экономического развития.

Сборник: Предприятие как фактор экономического и социального развития. Опыт Западной Европы и России”. М., 2001 Издано Советом социальных исследований Института Европы